Проект каких-либо работ облегчает их выполнение, поскольку чётко определяет все детали. До недавнего времени проект водозаборной скважины обязательно был нужен, если будущему собственнику будущей скважины приходилось иметь дело с любыми государственными органами, имеющими право контроля. Другими словами, заказчик – юридическое лицо должен был делать проект скважины обязательно. А вот физическое лицо, если не предусматривалась возможность официальных контактов с местной СЭС или другими органами власти относительно каких-либо аспектов водопользования, мог обойтись и без проекта скважины на воду. Но в таком случае следовало быть готовым к тому, что любой конфликт (например, загрязнение или обезвоживание горизонта вследствие неправомерных действий соседей или близко расположенных предприятий) мог закончиться сразу же известной формулой «нет бумаги – нет скважины – нет и претензий».
После вступления в силу изменений в Кодекс Украины о недрах касательно добычи питьевых подземных вод легализация скважины (а, значит, и проектирование как часть работ по её строительству) необходима при наличии хотя бы одного из двух условий:
– суточный дебит скважины будет превышать 300 кубических метров;
– вода из скважины будет использоваться для бутылирования.
Итак, что такое проект скважины и что он даёт заказчику?
Это – план ведения работ для исполнителя и определение того, какой конечный продукт должен получить заказчик.
Технический проект сооружения скважинного водозабора подземных вод состоит из следующих разделов:
— пояснительной записки
— специальной и технологической частей
— устройства и расчета зоны санитарной охраны
— графического оформления
— сметной документации.
Проект содержит в себе (определяет):
– место скважины;
– её конструкцию;;
– её дебит;
– расчёт взаимодействия скважины заказчика со скважинами, уже пробуренными вблизи на тот же водоносный горизонт;
– выбор способа бурения и нужной техники;
– выбор типа фильтра и водоподъёмного насоса;
– расчёт продуктивности скважины, качества воды и их возможные изменения во времени;
– зоны санитарной охраны скважины.
Проект проходит согласования в местных геологических службах, в санэпидемстанции и управлении охраны окружающей среды. Такое согласование является основанием для выдачи разрешения на бурение.
Перечень документов необходимых для проектирования, предоставляются Заказчиком (ДБН А.2.2-3-2004 додаток Г):
1. Письмо – заявка на проектирование.
2. Задание на проектирование водозабора подземных вод.
3. Нормативный расчет водопотребления и водоотведения.
4. Генеральный план территории М 1:500.
5. Ситуационный план. М 1:10 000.
6. Акт выбора, исследования земельного участка для размещения водозаборной скважины.
7. Решение сельского( городского) Совета о согласовании, размещении скважины, и разрешении на сбор материалов тех. документации места расположения скважины.
8. Государственные акты на право владения землей (аренда).
9. Отчет об инженерно-геологических взысканиях, разрезы.
Для начала будущий владелец артезианской скважины должен нанести визит в местный надзорный орган, ведающий земными недрами. Там рассматривают, в первую очередь, целесообразность бурения, то есть является ли артезианская скважина единственно возможным источником воды. Если есть альтернативные варианты, то в выдаче разрешения может быть отказано.
Затем проверяющие органы оценивают запасы жидкости в данном водоносном горизонте с учетом уже существующих скважин. Владелец дома должен предоставить все сведения о предстоящих работах — точное место расположения скважины, ее глубину и конструкцию, технологию бурения, а также предполагаемый объем выкачиваемой воды. На основании ваших данных специалисты вычисляют, достаточен ли остаточный дебит источника и не отразится ли увеличение водозабора на функционировании экосистемы региона в целом.
Наконец, проверяют, а сможет ли хозяин скважины обеспечить соблюдение жестких санитарных норм. Последние предусматривают создание вокруг оголовка скважины зоны отчуждения радиусом от 15 до 20 м, в зависимости от рельефа местности. Внутри этой зоны запрещается вести строительство, располагать септики и инженерные коммуникации, парковать машины и т.д.
Несколько слов о разрешении на спецводопользование (СВП).
Статьей 323 Налогового Кодекса Украины предусмотрен сбор за специальное использование воды. Согласно этой статье, плательщиками сбора являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица–предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и / или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства. Таким образом, данный сбор взимается со всех лиц и организаций, имеющих разрешение на СВП (кроме исключений, предусмотренных п 324.4. ст. 324 НК).
Забор воды из водных объектов, использование и сброс загрязняющих веществ в водные объекты без наличия разрешения СВП классифицируется как самовольное использование водных объектов и тянет за собой административную или криминальную ответственность согласно законодательству Украины (Водный Кодекс Украины (ст.110)). В связи с принятием Налогового кодекса Украины, нормы относительно администрирования сбора за специальное использование воды (раздел XVI «Сбор за специальное использование воды» Кодекса) несколько изменились.
С 1 января 2011 года и по нынешнее время сбор за специальное использование воды не взимается за воду, которая используется для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических потребностей населения (совокупности людей, которые находятся на данной территории в тот или другой период времени, независимо от характера и длительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков). Таким образом, все юридические лица и физические лица–предприниматели должны платить сбор за специальное использование воды.
Исключение составляют сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на фиксированном сельскохозяйственном налоге (согласно ст.307.1.пункт В). Таким образом, разрешение на СВП также и является определяющим документом в вопросах об уплате государственного сбора за специальное устройство воды.
Процедура оформления разрешения на спецводопользование через теперь действующий «Центр разрешительных процедур «Единый разрешительный офис» такова.
В перечень основных документов, подающихся на получение разрешения, входит:
-ходатайство для оформления разрешения на спецводопользование;
-заявление;
-расчет норм водопотребления и водоотведения;
-выписка из ЕГР;
-согласование разрешения на спецводопользование с соотв. службами.
Кроме документов, подаваемых через «Единый центр», Госуправление охраны окружающей природной среды, согласно Закону Украины «О защите окружающей среды», может затребовать документы дополнительно, а именно:
-паспорт скважины;
-документ, подтверждающий право собственности на землю, на которой находится скважина (копия договора аренды, купли-продажи);
-схему сетей водоснабжения и водоотведения;
-копию договора на утилизацию жидких отходов;
-копию паспорта счетчика воды;
-копию отчета по форме 7ГР (при продлении СВП), отчет производится перед службами геологии;
-копию отчета по форме 2ТП (при продлении СВП), отчет производится перед службами «Водхоз», в случае если потребление воды составляет более 50 куб.м/сутки;
-отчет о проведенных охранных мероприятиях по скважине (при продлении СВП);
-копию акта проверки предприятия экологической инспекцией, если такового нет, придется провести внеплановую проверку;
-копию химического анализа воды.
Разрешение на спецводопользование выдаётся на три года, после чего требуется его продление. Штраф за отсутствие разрешения на СВП накладывается службой экологической инспекции в стократном размере от количества использованной воды.
Нужно ли платить за воду
При использовании грунтовых (подземных) вод для домашнего хозяйства и усадьбы — не нужно.
22 декабря 2010 г. Верховной Радой Украины приняты изменения к Кодексу Украины «О Недрах», касающиеся добычи питьевых подземных вод.
В частности, часть 1 статьи 23 («Право землевладельцев и землепользователей на добычу полезных ископаемых местного значения, торфа, пресных подземных вод и пользование недрами для других целей») изложена в такой редакции:
«Землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров, подземные воды для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (кроме производства фасованной питьевой воды) хозяйственно-питьевого водоснабжения, при условии, что продуктивность водозаборов подземных вод не превышает 300 куб. м в сутки…».
Определено, что Кабинет министров в шестимесячный срок со дня вступления в силу этого нормативно-правового акта должен разработать и утвердить порядок государственного учёта артезианских скважин, обеспечения их средствами измерения добытых подземных вод и обеспечения государственного контроля за соблюдением водопользователями этого Закона.
Также предлагаем нашим читателям разъяснение, касательно некоторых аспектов добычи подземных вод, с сайта Государственной службы геологии и недр Украины (перевод текста наш).
Положения статьи 23
Многочисленные предприятия обращаются с просьбой разъяснить положения статьи 23 Кодекса Украины о недрах, в связи с внесением в неё изменений Законом Украины «О внесении изменений в статью 23 Кодекса Украины о недрах касательно добычи подземных вод» от 22.12.2010 № 2849-VI и предоставить разъяснение по вопросам необходимости получения специального разрешения на пользование недрами субъектом хозяйствования, если он производит добычу подземных пресных вод в пределах предоставленного ему земельного участка более чем из одной скважины, совокупный водозабор которых не превышает 300 кубических метров в сутки.
Законодатель в соответствии с новой редакцией статьи 23 Кодекса Украины о недрах (далее – Кодекс о недрах), внесенной Законом Украины «О внесении изменений в статью 23 Кодекса Украины о недрах касательно добычи подземных вод» отд 22.12.2010 № 2849-VI, предоставил землевладельцам и землепользователям право в пределах выделенных им земельных участков без специальных разрешений и горного отвода добывать подземные воды.
В то же время новой редакцией статьи 23 Кодекса о недрах установлены ограничения для реализации этого права, во-первых, границами выделенных земельных участков, во-вторых, определена цель добычи – для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (кроме производства фасованной питьевой воды) хозяйственно-бытового водоснабжения, и, в-третьих, ограничена такая добыча продуктивностью водозаборов подземных вод, не превышающей 300 кубических метров за сутки.
Таким образом, реализация права землевладельца и землепользлователя добывать подземные воды возможна лишь при наличии всех условий, предусмотренных статьёй 23 Кодекса о недрах.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Земельного кодекса Украины земля в Украине может пребывать в частной, коммунальной и государственной собственности.
В соответствии со статьёй 92 Земельного кодекса Украины право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности получают предприятия, учреждения и организации, имеющие государственную и коммунальную форму собственности; общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации; религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других строений, необходимых для обеспечения их деятельности.
В то же время, в соответствии со статьёй 93 Земельного кодекса Украины земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам Украины, иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным объединениям и организациям, а такжие иностранным государствам.
В соответствии со статьёй 126 Земельного кодекса Украины право собственности на земельный участок должно быть засвидетельствовано государственным актом, гражданско-правовым договором об отчуждении земельного участка, заключённым в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому договору или по свидетельству о праве на наследство. Право постоянного пользования земельным участком свидетельствует государственный акт на право постоянного пользования земельным участком. Границы земельного участка, передаваемого в собственность или в пользование, определяются земельно-кадастровой документацией, которая выдаётся Государственным агентством земельных ресурсов Украины.
В соответствии с межгосударственным стандартом «ГОСТ 17.1.1.04-80», утверждённым постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.03.1980 № 1452, который действует в Украине, к хозяйственно-бытовым нуждам относятся: хозяйственно-питьевое водоснабжение (централизованное и нецентрализованное) территорий жилой застройки и общественных строений городских промышленных районов и сельскохозяйственных районов; кондиционирование воздуха в общественных и жилых зданиях; полив и мытьё территорий населённых пунктов (улиц, площадей, зелёних насаждений), работа фонтанов и т. п.; полив посадок в городских и поселковых теплицах и парниках; иные нужды (в том числе гашение пожаров, промываниие водопроводных и канализационных сетей).
К хозяйственно-бытовым нуждам не относятся лечебные, курортные и оздоровительные цели, нужды сельского хозяйства (без орошения и обводнения), а также орошение и обводнение; промышленные (производственные) потребности; нужды теплоэнергетики; территориальное перераспределение стока поверхностных вод и пополнение запасов подземных вод; сброс сточных вод и другие потребности, а также многоцелевое водопользование.
Термин «собственные», использованный в комментируемой статье, ограничивает право, предоставленное статьёй 23 Кодекса о недрах, лишь такими потребностями, которые есть у землевладельца (землепользователя), и делает невозможной добычу подземных вод для обеспечения потребностей третьих лиц.
Термины «централизованное питьевое водоснабжение» (хозяйственная деятельность по обеспечению потребителей питьевой водой при помощи комплекса объектов, сооружений, распределительных водопроводных сетей, связанных единым технологическим процессом производства и транспортирования питьевой воды) и «нецентрализованное питьевое водоснабжение» (обеспечение индивидуальных потребителей питьевой водой из источников питьевого водоснабжения при помощи пунктов разлива воды (в том числе передвижных), применение установок (приспособлений) подготовки питьевой воды и поставка фасованной питьевой воды) определены в статье 1 Закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении».
Следует отметить, что в соответствии со статьёй 23 Кодекса о недрах добыча подземных вод для производства фасованной питьевой воды должна производиться лишь после получения в установленном Кабинетом Министров Украины порядке специального разрешения на пользование недрами. Вместе с тем статья 21 Кодекса о недрах разрешает предоставлять недра для добычи пресных подземных вод без горного отвода.
В соответствии с межгосударственным стандартом «ГОСТ 27065-86 Качество вод. Термины и определения», который действует в Украине, к пресным водам (термин 23. Пресные воды) относятся воды с минерализацией до 1 г/дм3.
Последним из условий касательно добычи подземных вод в соответствии со статьёй 23 Кодекса о недрах является условие относительно продуктивности водозаборов подземных вод, которая не должна превышать 300 кубических метров за сутки.
В соответствии с абзацом 18 статьи 1 Водного кодекса Украины водозабор — сооружение или устройство для забора воды из водного объекта.
Пунктом 1.5.4. Инструкции по применению Классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых государственного фонда недр к месторождению питьевых и технических подземных вод, утверждённой приказом Государственной комиссии Украины по запасам полезных ископаемых от 04.02.2000 № 23 (зарегистрирован в Минюсте 29.02.2000 за № 109/4330), определено, что водозабор подземных вод может состоять из одного или группы компактно расположенных водозаборных соружений (скважин, колодцев, каптажей).
Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо определиться по вопросу, принадлежат ли несколько скважин к единому водозабору, или каждая из них является отдельным водозабором, исходя из нижеследующего.
В статье 23 Кодекса о недрах слово «водозаборов» употреблено во множественном числе, то есть речь идёт о совокупной продуктивности водозаборов в пределах предоставленных землевладельцу или землепользователю земельных участков.
С учётом положений пункта 2 Закона Украины «О внесении изменения в статью 23 Кодекса Украины о недрах касательно добычи подземных вод» от 22.12.2010 № 2849-VI, в соответствии с которым Кабинету Министров Украины поручено в шестимесячный срок разработать и утвердить порядок государственного учёта артезианских скважин, обеспечения их средствами измерения добытых подземных вод и обеспечения государственного контроля за исполнением водопользователями этого Закона, законодатель под продуктивностью водозабора за сутки имеет в виду фактическую добычу подземных вод в соответствии с показаниями средств измерения, которыми обустроен соответствующий водозабор (водозаборные сооружения).
Поскольку добыча подземных вод как полезного ископаемого общегосударственного значения (постановление Кабинета Министров Украины от 12.12.1994 № 827) осуществляется с участков недр, границы которых определяются координатами месторождения или его участка, то продуктивность водозабора до 300 кубических метров за сутки касается фактической добычи подземных вод с одного участка недр независимо от количества земельных участков, на которых расположен единый водозабор, а также количества скважин единого водозабора. Необходимо отметить, что положения статьи 23 Кодекса о недрах не распространяются на геологическое изучение, в том числе с опытно-промышленной разработкой, полезных ископаемых, на что, руководствуясь положением статьи 19 Кодекса о недрах, необходимо получить специальное разрешение на пользование недрами.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии со статьёй 19 Кодекса о недрах предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам недра предоставляются в пользование лишь при условии наличия у них специального разрешения на пользование участком недр.
Также необходимо подчеркнуть, что предоставление официальных разъяснений нормативных положений законодательных актов с целью установления их однозначного и правильного понимания и применения на всей территории государства и предоставление официальных разъяснений таких положений выходит за пределы полномочий Государственной службы геологии и недр Украины, действующей в соответствии со своим Положением, утверждённым Указом Президента Украины от 06.04.2011 № 391.
Постановлением Кабинета Министров от 08.10.2012 г. №963 утвержден порядок государственного учета артезианских скважин и обустройства их средствами измерения объема добытых подземных вод.
Согласно документу, государственный учет артезианских скважин будет осуществляется Государственной службой геологии и недр путем ведения государственного реестра артезианских скважин.
В реестр будут включены сведения об артезианских скважинах, в том числе о недействующих, независимо от места расположения, на основании данных, содержащихся в паспортах артезианских скважин.
Форма паспорта будет утверждена совместным решением Минприроды и Минрегиона, а их копии ежегодно до 1 декабря должны подаваться в Госслужбу субъектами хозяйствования, являющимися собственниками или пользователями земельных участков, в пределах которых расположены и эксплуатируются артезианские скважины.
Данные государственного учета артезианских скважин будут включаться в государственный водный кадастр. Кроме того, сами водопользователи должны будут обустроить артезианские скважины средствами измерения объема добытых подземных вод.
Сведения об объеме добытых подземных вод будут вноситься водопользователями в автоматизированную систему учета добытых подземных вод.
Разьяснение:
Постановление Кабинета Министров Украины от 8 октября 2012 года № 963
«Об утверждении Порядка государственного учета артезианских скважин, оснащения их средствами измерения объема добытых подземных вод».
«Идея установки счетчиков на колодцы и скважины может не оправдать ожидаемых правительством поступлений в бюджет от нового налога на воду». Об этом заявил директор Института города Александр Сергиенко на пресс-конференции в агентстве ГолосUA.
«По логике – вода важный ресурс и бесплатным быть не может. С другой стороны, воздух также ресурс важный, солнечные лучи и все, что может быть важно для жизни и жизнедеятельности. Поэтому логика здесь немного популистская. Если же говорить серьезно, то прочитав постановление Кабмина №963 от 8 октября 2012 года, то речь в нем идет о скважинах, используемых субъектами хозяйствования. Это могут быть и юридические и физические лица: кто добывает воду и разливает ее в бутылки, кто коров поит, но постановление касалось именно этих субъектов хозяйствования», — отметил А. Сергиенко.
При этом у эксперта вызывает определенный скепсис идея правительства установить на всех скважинах, в том числе и расположенных на дачных участках, счетчики воды.
«Таких колоссальных административных затрат, я подчеркиваю административных, бюджет не выдержит. Людей можно заставить поставить счетчики, но для того, что бы все проконтролировать, что бы на каждое село пустить контролеров, проверить показания, опломбированы ли они — затраты на все это превысят предполагаемые поступления в бюджет от этого налога», — отметил эксперт.
Напомним, что в результате введения нового налога до 1 января 2013 года собственники или пользователи земельных участков должны установить счетчики на глубокие артезианские скважины.
«Рытье колодцев и установка артезианских скважин на приусадебных участках для личных нужд не только не является «воровством» воды, но и не наносит абсолютно никакого вреда земным недрам».-такое мнение выразил директор Института города Александр Сергиенко в комментарии корреспонденту ГолосUA.
“Есть закон о недрах, согласно которому при потреблении менее 300 кубометров воды в сутки, то для установки скважины специального разрешения не требуется» — отметил А. Сергиенко.
По его словам, глубина «самовольной» скважины при этом также не имеет никакого значения — речь идет, в первую очередь, только об объемах добываемой воды.
«Министерством экономики установлены нормативы для разных городов, областных центров, согласно которым на одного человека максимум приходится 12 кубометров на человека в месяц. В Киеве это — 5,5 кубометров холодной воды, 3,5 — горячей. То есть 9 кубометров на человека в месяц. И то, эти нормы даже колоссально завышены. В новых домах, где стоят счетчики. Они показывают, что и 1,5 кубометров воды на человека вполне хватает», — подытожил А. Сергиенко.
Источник: Golos.ua © 2012
На кого распространяется Постановление Кабинета Министров Украины от 8 октября 2012 года № 963
Постановление Кабинета Министров Украины от 8 октября 2012 года № 963
«Об утверждении Порядка государственного учета артезианских скважин, оснащения их средствами измерения объема добытых подземных вод»
Кабинет Министров Украины постановляет:
1. Утвердить Порядок государственного учета артезианских скважин, обустройство их средствами измерения объема добытых подземных вод, прилагается.
2. Пункт 4 Порядка ведения государственного водного кадастра, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 8 апреля 1996 г. № 413 (СП Украины, 1996 г., № 10, ст. 292; Официальный вестник Украины, 1999 г., № 39, ст. 1943 ; 2000 г., № 40, ст. 1687; 2004 г., № 25, ст. 1650; 2011 г., № 67, ст. 2572; 2012 г., № 22, ст. 834), после слов «поверхностных и подземных вод «дополнить словами», государственного учета артезианских скважин «.
3. Государственной службе геологии и недр:
обеспечить начиная с 1 января 2013 г. ведение государственного реестра артезианских скважин;
совместно с местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления принять меры по обеспечению обустройства соответствующими субъектами хозяйствования в 1 января 2013 артезианских скважин, эксплуатируемых средствами измерения объема добытых подземных вод;
определить предприятия и организации, поверочные лаборатории которых проводить государственную метрологическую аттестацию или поверку средств измерения объема добытых подземных вод.
Премьер-министр Украины Н. АЗАРОВ
Часть 2 Раздел II
СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Глава 6
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 55. Понятие субъекта хозяйствования
1. Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность, реализющие хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеющие отдельное имущество и несушие ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
2. Субъектами хозяйствования являются:
1) хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с данным Кодексом, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном Законом порядке;
2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с Законом как предприниматели.
3) исключен
(Пункт 3 части второй статьи 55 исключен согласно Закону Украины от 04.02.2005 г. N 2424-IV)
3. Субъекты хозяйствования в зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности за год могут принадлежать к субъектам малого предпринимательства, в том числе к субъектам микропредпринимательства, среднему или крупному предпринимательству.
Субъектами микропредпринимательства являются:
физические лица, зарегистрированные в установленном Законом порядке как физические лица — предприниматели, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 лиц и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины;
юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 лиц и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
Субъектами малого предпринимательства являются:
физические лица, зарегистрированные в установленном Законом порядке как физические лица — предприниматели, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 лиц и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины;
юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 лиц и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
Субъектами крупного предпринимательства являються:
юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 лиц и годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
Другие субъекты хозяйствования принадлежат к субъектам среднего предпринимательства.
(Статья 55 дополнена новой частью согласно Закону от 22.03.2012 г. N 4618-VI)
4. Субъекты хозяйствования реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления в соответствии с определением этой компетенции в данном Кодексе и других Законах.
(Часть статьи 55 с изменениями, внесенными согласно Закону от 04.02.2005 г. N 2424-IV)
5. Субъекты хозяйствования — хозяйственные организации, которые действуют на основе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления, имеют статус юридического лица, ч определяемый гражданским законодательством и данным Кодексом.
6. Субъекты хозяйствования, отмеченные в пункте первом части второй этой статьи, имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица.
(Часть статьи 55 в редакции Закона от 04.02.2005 г. N 2424-IV)
— Ещё раз подчеркиваем, что Постановление Кабмина и «Порядок …» касаются субъектов хозяйствования и не содержат слов «физическое лицо».